После успеха фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» Гайдаю стало ясно, что главный герой Шурик должен обязательно жить в кино и дальше.
Такие мысли были с самого начала, когда еще создавалась первая картина с Шуриком, но уверенность в этом пришла после грандиозного успеха этого фильма.
Сюжет следующей комедии «Кавказской пленница, или Новые приключения Шурика» был позаимствован из фельетона, опубликованного в одной из советских газет Нальчика.
Там описывалась история, в которой местный ответственный чиновник решил женится на девушке из соседнего района, которая была против этого брака. И тогда он вспомнил старый кавказский обычай — выкрадывать невест.
Чиновник с помощью своих подчинённых осуществил этот дерзкий план, но итоге был разоблачен, а девушка благополучно вернулась домой.
Гайдаю сама история показалась невероятной и с большим потенциалом для размещения в фильме множества смешных сцен и реприз.
Совместно с Костюковским они написали сюжет для будущего сценария, куда вставили и своих старых героев — комическую троицу Трус, Балбес, Бывалый, а также уже знакомого всем студента Шурика.
Ну и, конечно, в таком сюжете нельзя было обойтись без романтической связи главных героев. Понятно, что на месте главной героини — украденной невесты — Лида из предыдущего фильма уже никак не могла оказаться, поэтому и появился новый персонаж — молодая кавказская девушка Нина в исполнении Натальи Варлей.
Кстати, романтическая связь в этом фильме закончилась ничем, вернее, неопределённостью – в конце фильма они вроде и расстаются, но явно неравнодушные друг к другу.
А значит должно быть либо продолжение этой истории, либо новая история, но опять же с Ниной и Шуриком.
И она уже существовала в виде нового сценария, но так и не была снята, так как у Гайдая начался конфликт с Евгением Моргуновым, поэтому идея нового фильма-продолжения так и не была реализована.
Потом Гайдай снял «Бриллиантовую руку» с Юрием Никулиным, чуть позже свою версию «12 стульев» с Арчилом Гомиашвили, и лишь спустя шесть лет он опять вернулся к персонажу Шурика.
Правда к тому времени он уже повзрослел, как и сам актер Александр Демьяненко, поэтому Шурик из студента превратился в молодого способного ученого, и стал ключевым героем среди главных персонажей нового фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».
И тут появляется уже знакомый всем образ его супруги в исполнении Натальи Селезневой, которую теперь почему-то зовут Зиной. Хотя все зрители, конечно же, узнали в ней студенческую любовь Шурика Лиду.
Этот фильм стал последним, в котором Гайдай использовал образ Шурика. Во-первых, фильм показал, что взрослый Шурик как киноперсонаж уже не так актуален, как забавный студент Шурик.
Во-вторых, «повзрослел» и сам Гайдай. Начиная с фильма «12 стульев» по роману Ильфа и Петрова и Булгаковского «Ивана Васильевича», он обратился к классическим авторам.
Следующие фильмы были сняты по произведениям Зощенко (Не может быть!), Гоголя (Инкогнито из Петербурга) и финского писателя Унтола (За спичками).
Есть разные суждения об этих фильмах, но я склоняюсь к мнению тех зрителей и критиков, которые считают, что после «Бриллиантовой руки» творчество режиссера пошло на спад.
В итоге Шурик как кинообраз появился только в трех кинокартинах, и как заметила моя супруга, везде у него были разные женщины, короче, бабник.