Она давно привыкла к тому, что накануне Нового года о ней вспоминают не только в связи с Днем рожденья, ведь в этот период она очень часто мелькает на экранах в компании Андрея Мягкова и Барбары Брыльской.
В ее фильмографии – более 70 ролей, и половину из них она сыграла уже после 60 лет. В молодости она снималась мало, но одна из этих ролей стала ее визитной карточкой.
ЕЕ ДО СИХ ПОР НАЗЫВАЮТ ГАЛЕЙ – ПО ИМЕНИ ЕЕ ГЕРОИНИ ИЗ «ИРОНИИ СУДЬБЫ». А ВОТ О ЕЕ СОБСТВЕННОЙ СУДЬБЕ МОЖНО БЫЛО БЫ СНЯТЬ ЕЩЕ ОДИН ФИЛЬМ.
Ольга Науменко выросла в Москве в многодетной семье – у нее было шестеро сестер и брат. Отец был военным, и первые годы жизни Ольга провела в Германии, где он служил. В школу она пошла уже в Москве.
С ранних лет она занималась в разных кружках, но больше всего ей хотелось выступать на сцене. Ольга начала заниматься в драматической студии «Театр юных москвичей» во Дворце пионеров на Ленинских горах,
и благодаря этому еще школьницей сыграла свою первую роль в кино, в короткометражке «Длинный день Кольки Павлюкова».
В ее семье никто не имел отношения к искусству и ее увлечение театром не воспринимали всерьез. Но Ольга упорно шла к своей цели. Не поступив в Щукинское училище с первой попытки, отправилась туда через год и на этот раз увидела себя в списках принятых.
После завершения учебы она начала выступать на сцене Театра им. Н. Гоголя и посвятила ему всю свою жизнь. В начале своей карьеры в телеверсиях спектаклей актриса появлялась на экранах чаще, чем в фильмах.
На самом деле первая популярность пришла к Ольге Науменко за 4 года до премьеры «Иронии судьбы». Одной из самых известных ее первых киноролей была Варя Морозова в фильме «Тени исчезают в полдень».
Актриса рассказывала: «Это потом я для всех стала Галей, но сначала все-таки была Варькой… Эта роль мне очень помогала.
На прилавках магазинов ничего не было, все приходилось доставать из-под полы. А у меня благодаря Варьке были связи – в мясном отделе, винном, овощном. Могла раздобыть любой дефицит».
Как Олег Даль помог актрисе попасть в «Иронию судьбы»
Сегодня уже просто невозможно представить в этих образах любых других актеров, даже самых талантливых. А вот Эльдар
Рязанов, приступая к съемкам, долгое время сомневался в выборе главных героев и пересмотрел на пробах множество претендентов на роль Жени Лукашина. Одним из них был Олег Даль. И Ольга Науменко проходила свои пробы именно с этим партнером.
Зная о крутом нраве Даля, Ольга ждала от него подвоха и побаивалась выходить вместе с ним на площадку. Но актер вел себя с ней очень мило и доброжелательно. Он заметил волнение молодой актрисы и постарался ей помочь.
Благодаря его поддержке Ольга раскрепостилась и отыграла свой эпизод блестяще. Поэтому позже она считала, что обязана своим утверждением на роль Олегу Далю.
Вместо Даля в итоге роль Лукашина получил Андрей Мягков. Ольга увиделась с ним только на съемочной площадке, да и то они снимались вместе всего 3 дня.
Тогда актриса подумала о том, что если бы на ее пробах был он – она бы вела себя зажато и точно упустила бы эту роль. Науменко говорила, что Мягков – замечательный партнер, но человек очень закрытый и необщительный, поэтому найти с ним контакт было очень непросто.
За пределами съемочной площадки они и словом не перекинулись. Вот только зрители об этом не догадывались – на экране оба выглядели очень органично.
А вот с Барбарой Брыльской она на съемках не пересекалась и познакомилась с ней только на фестивале телевизионных фильмов в ГДР, где обе актрисы представляли «Иронию судьбы».
После выхода фильма на экраны многие зрители отождествляли актрису с ее героиней, называли Галей. Одни считали, что ей досталось по заслугам, а другие подходили на улицах и говорили: «Не убивайся! Он того не стоит!»
Почему звезда 1970-х пропала с экранов
Казалось бы, после такого триумфального и стремительного взлета актерская карьера Ольги Науменко должна была бы сложиться очень успешно. Однако эти первые роли так и остались самыми яркими в ее фильмографии.
В 1980-х – 1990-х гг. она снималась очень мало и появлялась на экранах, в основном, в телеспектаклях. Она никогда не умела просить ролей, не умела быть навязчивой. К тому же была и еще одна причина.
Ольга рассказывала: «Я нравилась многим режиссерам и если бы ответила на их чувства, могла бы сделать более успешную карьеру. Мне это предлагали, но для меня было немыслимо сойтись с мужчиной без любви, а любвеобильные мэтры казались просто стариками.
Некоторые режиссеры в таких случаях мстили несговорчивым артисткам. Меня просто не снимали. Ну и ладно. Я о славе не думала, может, это и спасло от многих ошибок и соблазнов. Звездную жизнь не каждый может потянуть».
Актриса была замужем один раз и всю жизнь оставалась верна своему мужу. Под венец она не спешила и до 27 лет ходила на свидания, но на предложения руки и сердца отвечала отказом.
А вот актеру Александру Скворцову она ответила взаимностью и вышла за него замуж. Вместе они прожили 32 года и поддержали друг друга в самый тяжелый период.
Испытания на прочность
Их дочери не было и двух лет, когда у нее обнаружили врожденное неизлечимое заболевание. После ее ухода супруги долгое время не решались снова стать родителями.
«Нас спасло только то, что мы были вместе», – говорила Ольга. Актрисе было 40 лет, когда она родила дочь Светлану. А в 60 Ольга потеряла мужа.
После этого она признавалась: «Я делю свою жизнь на три этапа: до Саши, с Сашей и после него. Остаться без родного человека было тяжело, но я сказала себе, что Саша просто уехал на длительные гастроли, и потихоньку привыкла к тому, что его нет».
Ей было сложно справиться с потерей еще и потому, что через год после его ухода их дочь вышла замуж за француза и уехала на его родину.
Актрисе было очень одиноко, все знакомые советовали ей устроить личную жизнь, ведь мужчины по-прежнему обращали на нее внимание. Но ни с кем из них она не представляла себя в паре.
Пережить горе ей помогла работа. Как это ни удивительно, но половину своих киноролей Ольга Науменко сыграла после 60 лет. В зрелом возрасте она выглядела не менее эффектно и привлекательно, чем в молодости, ей поступало множество предложений от режиссеров.
Ей доставались, в основном, образы мам и бабушек, но среди них были и главные роли. И после 70 актриса продолжает активно сниматься. На данный момент в стадии производства находятся 3 проекта с ее участием.
Сегодня она говорит, что приняла все удары судьбы как испытания и смогла смириться с потерями: «Все это послано свыше – значит, не стоит роптать, а просто надо жить». И третий этап жизни – после ухода мужа – она не может назвать безрадостным.
Через несколько лет после свадьбы ее дочь вместе с мужем переехала в Москву, и актриса больше не чувствует себя одинокой. К тому же она до сих пор так востребована в кино и в театре, что времени и повода горевать у нее просто не остается.
Эльдара Рязанова не раз обвиняли в отступлении от жизненной правды, но сюжет «Иронии судьбы» не был полностью вымышленным.