У истории Шурика и Лиды из «Операции «Ы» был другой конец. Почему Гайдай убрал, возможно, самые смешные кадры?

Немногие знают, что при создании комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» основные сложности у Гайдая случились именно с новеллой «Наваждение», в которой студенты Лида и Шурик готовятся к экзамену.

Первоначально планировалось, что романтическая новелла будет третьей, завершающей фильм. Но сама абсурдность и неправдоподобность истории, в которой два взрослых человека так заняты чтением конспекта, что не замечают ничего и никого вокруг, с самого начала очень не понравилась худсовету.

Позже, уже в 90-х, в одной из телепередач Леонид Гайдай вспоминал, что члены художественного совета называли Шурика и Лиду сумасшедшими людьми, а не будущими советскими инженерами, потому что подобная ситуация с нормальными людьми невозможна в принципе.

Леонид Иович им возражал, что, мол, в этом и есть комичность всей истории. Но с ним не торопились соглашаться. Особенно всех возмущала сцена, когда Шурик с Лидой раздеваются и ложатся на один диван. Здесь авторов обвиняли почти в аморалке:

«Как это так — советская студентка раздевается и ложится на диван неизвестно с кем?! Вы чему в этой сцене учите молодежь?»

Или: «По вашему сюжету получается, что оба этих студента весь семестр плохо учились, наверное, прогуливали лекции, а потом за несколько часов прочитали конспект и получили пятёрки?» И опять претензия, мол, вы какой пример показываете нашим студентам?

Леонид Иович пытался возражать, что и в других новеллах тоже ведь демонстрируется много неприглядного, на то она и комедия.

Но ему резонно возражали, что в других новеллах все некрасивые поступки совершают отрицательные герои. А в новелле «Наваждение» Шурик и Лида персонажи положительные, а значит с них и спрос особый.

Читайте также:  Так и не встретил свою любовь: как сложилась жизнь солиста группы «Корни» 38-летнего Павла Артемьева

В конце концов Гайдай отстоял эту новеллу, но пришлось согласиться с требованием, что она будет не в конце, а в середине фильма, чтобы не акцентировать на ней внимание зрителей.

Но что интересно, по сценарию у этой любовной истории Шурика и Лиды была совсем другая концовка, от которой позже уже отказался сам Гайдай.

Помните финальный диалог героев? Влюблённые Лида и Шурик прощаются у окна:
— До завтра..
— Нет… До послезавтра. Послезавтра экзамен. Завтра я буду готовиться.

— И я тоже… Значит послезавтра, после экзамена?
— Да! Послезавтра после экзамена!
Финальный поцелуй и Лида машет ему из окна.

Но по первому варианту сценария новелла на этом не заканчивается. На следующий день они вместе случайно попадают в тот же переполненный трамвай. Оба, как и вчера, напряженно читают свои конспекты и не замечают друг друга.

Толпа прижимает их спинами, Шурик непроизвольно плечом толкает Лиду, та, не отрываясь от конспекта, раздраженно отвечает толчком локтем.

Шурик не оборачивается на тычок, хотя видно, что он этим тоже раздражен, но… не отрываясь продолжает читать свой конспект. Переполненный трамвай едет дальше, а они так и не замечают друг друга…

Когда стало известно, что эта новелла не будет завершать фильм, Гайдай решил оставить в этой короткой истории романтический настрой и не портить его финальной сценой в трамвае.

Лично мне кажется, что картина от этого только выиграла, так как смешного в фильме и так было достаточно, а вот завершающая сцена, когда влюбленная Лида машет Шурику из окна, внесла в этот фильм очень приятную лирическую нотку.

Источник