«СПРЯТАЛ БРИЛЛИАНТЫ В ГРОБУ МАТЕРИ». СПЛЕТНЯ, ПЕРЕЛОМИВШАЯ КАРЬЕРУ АРКАДИЯ РАЙКИНА

8 июля отмечает день рождения Константин Райкин, сын Райкина Аркадия (1911-1987). Долгие годы Райкин — старший пользовался совершенно феноменальной славой.

На его концертах яблоку негде было упасть, тем паче несколько десятилетий сатирик придерживался четкого графика, — каждый год новая программа-спектакль.

Он даже протестовал когда свежие концертные номера шли в телеэфир, полагая, что сперва их должен увидеть театральный зритель. Но зрительская любовь она такая… загадочная…

Пресса в СССР была подконтрольна, не фиксируясь на личной жизни актеров. Это порождало на лавочках совершенно дикие слухи.

Так в определенный момент по Союзу пошла гулять история как Райкин пытался контрабандой вывезти в Израиль бриллианты в гробу своей мамы.

Возникает впечатление, что слухи эти инспирированы людьми, кое-что об актере знающими. Ведь криминальная история с драгоценностями в его жизни была.

В 1962 году из квартиры Райкиных унесли два золотых перстня с бриллиантами. Следов взлома не обнаружили. Стало ясно, — виноват кто-то из вхожих в дом.

Райкин лично знал начальника ленинградской милиции генерала Соколова и обратился к нему за помощью. В УВД создали оперативную группу под руководством Виктора Робозерова.

Официальное уголовное дело решили не возбуждать, поскольку оно влекло за собой вызовы на допросы людей уважаемых, — на огонек к Райкину заглядывали Утесов, Товстоногов, Эсамбаев.

Щелкнуть дело Робозерову не составило особого труда, ибо действие происходило в реальной жизни, а не в детективе Агаты Кристи.

Взлома не было, доступ к драгоценностям имели четверо – Райкин, жена, сын Костя, домработница. Догадайтесь, кто вор?

Естественно, под подозрение сразу попала домработница, но подвернулась параллельная версия: парикмахерша жены Райкиных оказалась судима за спекуляцию. Но бриллиантов она не брала.

Робозеров психологически сломал домработницу и та вернула драгоценности, приурочив сие «торжество» к дню рождения хозяйки дома.

Женщину простили и оставили служить дальше, как человека оступившегося всего раз за несколько десятков лет работы на знаменитость.

Робозеров обещал Аркадию Исааковичу хранить молчание об этой истории 25 лет. Но ведь не один следователь был в курсе событий.

Через довольно длительный промежуток времени связка «Райкин – бриллианты» запустилась с привлечением мотива: «Израиль».

Прежде чем двинуться дальше зададимся вопросом: «А насколько вообще был богат один из самых работящих и популярных артистов Советской эстрады»?

У Райкина была квартира в Ленинграде (которую пришлось отдать при переезде в Москву). В гараже стояла «Волга ГАЗ-21».

Концертная ставка составляла 40 рублей. В среднем играл он 20 спектаклей в месяц. К этим деньгам плюсовалась зарплата худрука театра миниатюр (250 рублей). Театр был хозрасчетным и нередко артистов премировали. В общем, Райкин не бедствовал.

Слухи о бриллиантовом афронте Райкина на исходе двадцатого века повторила в передаче «Совершенно секретно» заведующая отделением кремлевской больницы Прасковья Мошенцова.

По ее словам, мама Райкина завещала себя похоронить на исторической Родине, в Израиле. Райкину после нескольких лет хлопот разрешили вывезти тело.

Мошенцова пластично повествовала, как цинковый гроб c трудом несли шесть человек, пока кто-то из бдительных таможенников не скомандовал: «Откройте!».

Открыли, а там, — труп, золото, бриллианты! Страшно! Красиво! Цинично! Народ такие штуки любит!

Ничего из этого, конечно, не было. Прах матери артиста покоится на Преображенском кладбище. Случайно ли, что слух возник в тот момент, когда над Райкиным нависла нешуточная опала.

К столетию Ленина он подготовил концертную программу «Плюс-минус», где цитировал вождя, обличая современную бюрократию и разгильдяйство.

Читайте также:  Наряд Успенской вызвал шквал критики у поклонников: "даже примадонна себе такого не позволяет"

Против Райкина выступил заведующий отделом культуры ЦК партии Василий Шауро. Последовал запрет на выступления в Москве и Ленинграде. Базой театра миниатюр в одночасье стал Петрозаводск.

Случайно ли, что дезу запустили на основе происшествия случившегося без малого десять лет назад, действуя по принципу, — самая эффективная ложь содержит часть правды.

И еще: имя Райкина полоскали не только на лавочках. Ведь как узнал о слухах сам Райкин? «Впервые я узнал об этой сплетне от своего родственника.

Он позвонил мне в Ленинград и с возмущением рассказал, что был на лекции о международном положении на одном из крупных московских предприятий.

Докладчика – лектора из райкома партии – кто-то спросил: «А правда ли, что Райкин переправил в Израиль драгоценности, вложенные в гроб с трупом матери?» И лектор, многозначительно помолчав, ответил: «К сожалению, правда».

Жена тут же позвонила в райком партии, узнала фамилию лектора и потребовала, чтобы тот публично извинился перед аудиторией за злостную дезинформацию, в противном случае она от моего имени будет жаловаться в Комитет партийного контроля при ЦК КПСС.

Председателем его тогда был Арвид Янович Пельше. Ее требование обещали выполнить и через несколько дней сообщили по телефону, что лектор был снова на этом предприятии и извинился по радиотрансляции. Якобы этот лектор отстранен от работы…»

Сплетня обрастала версиями, что жена Райкина финансирует сионистскую организацию, а дети артиста эмигрировали в Израиль.

Это уже точно почерк околотворческого народа, ибо, что может придумать дядя Вася, исходя из своего жизненного опыта? Напился, подрался, на бабе поймали…

На евреев дяде Васе плевать, он с ними почти не сталкивается, даже где Израиль не знает. Зато обивающие культурные пороги неудачники убеждены (до сих пор, кстати), будто евреи всё захватили.

Не будем в рамках статьи решать: так ли это? Просто констатируем факт, откуда росли ноги у сплетни про гроб с бриллиантами. Не от дяди Васи, нет.

В конце концов, данная ситуация надоела Райкину. В каждом городе на встрече со зрителями его преследовали вопросы про гробовые бриллианты. Он записался на прием к Шауро, с которого, собственно, и начались его неприятности.

По воспоминаниям, Райкин толкнул речь, которая возымела действие. «Вы будете говорить всё, что знаете обо мне, а я — о вас. Мы оба занимаемся пропагандой.

Но вы упорно не замечаете и не хотите замечать то, что видят все, — как растет бюрократический аппарат, как расцветает коррупция… Я взял на себя смелость говорить об этом. В ответ звучат выстрелы.

Откуда пошла сплетня? Почему она получила такое распространение, что звучит даже на партсобраниях?»

Он сделал вид, что не понимает, о чем речь, и перевел разговор на другую тему. Но самое смешное – это помогло. Как возникла легенда, так она и умерла…»

В конце концов, Райкин, ушедший в оппозицию был власти не нужен. И за границу его выдавливать не собирались. Просто хотели чуть большей лояльности.

И все-таки эта история поставила водораздел между Райкиным бурных лет и старчески умудренным человеком, который больше на сцене философствовал, нежели смешил.

Следующая его оригинальная программа вышла только через семь лет после «Плюс-минус». И это был уже другой Райкин, элегичный, умудренный, прощающийся.

Источник